ДУШЕВНЫЙ ТРЕНИНГ ЦЕНТР ТАМАРЫ ТОМИНОЙ

Знаки и символы. Как научиться читать подсказки судьбы.
Урок №34

«
Бытовые приметы
Часть 1

»
Во всех случаях жизни люди прежде широко
пользовались приметами, недаром появилась поговорка:
"Без примет и ходу нет".
Мы и сегодня неосознанно обращаемся к старинным приметам.
Мы и сегодня неосознанно обращаемся к старинным приметам. Они по своей сути являются правилами поведения, облеченными в краткую и запоминающуюся форму, словно специально изобретены, как писал В. И. Даль "… для того, чтобы застращать человека, заставить, малого и глупого, окольным путем, делать то,
чего напрямик добиться от него было бы несравненно труднее.

Эти поверья каждый мальчишка затверживает с тятей и мамой, повинуется им безответно и следует им безотчетно".


Среди них, например, есть многие приметы-запреты, связанные с пищей. Интересно, что они редко описывают конкретные беды. Чаще говорится – "грешно, грех". Таким образом народ выражал устойчивый запрет, который нужно было запомнить, не вникая в причину табу.

»
Ниже приведены такие установки,
не позволяющие совершать каких-либо
действий с тем или иным предметом.

1
C хлебом: рассыпать по полу хлебные крошки – грешно, к голоду, поэтому нельзя резать хлеб на весу; если ты берешься за новый кусок хлеба, не доевши первый, – большой грех, кто-то из родных твоих голодать будет. Такого рода приметы говорят об уважении людей к хлебу. Это правила, согласно которым в хозяйстве не пропадет и крошка хлеба, ведь если не замечать малых потерь, то и большие не замедлят явиться;

2
С солью: соль рассыпать – к ссоре; макать в солонку хлеб, палец, огурец или помидор –
к худу.


Эти приметы-правила тем более объяснимы; если хлеб в большинстве крестьянских семей выращивали и пекли самостоятельно, то соль, как и прочие приправы, покупали, а в былые времена они стоили дорого. Засорить соль крошками или рассыпать ее, значило приход в дом беды;

3


С яичной скорлупой: нельзя выбрасывать яичную скорлупу, не раздавив предварительно на мелкие осколки.
В. И. Даль так объясняет появление этого правила-запрета: "скорлупа, выкинутая целиком, поваживает собак таскать яйца и даже учит кур и уток наклевывать и выпивать их".
Существовали ограничения, связанные
с многочисленными праздниками.
Например, говорили: "Яблоки грешно есть до Спаса, а орехи прежде Воздвиженья".
Вполне оправданная законами природы
примета, оберегающая детей, срывающих еще не созревшие плоды, от проблем с желудком и кишечником. Имели место и "гигиенические" приметы: не разбрасывать состриженные волосы и ногти; не целовать новорожденного младенца в губы – немым останется; купать дитя в белом белье, чтобы кожа была нежной и белоснежной.
Аналогичные приметы связаны и с захоронениями: нельзя строить дома вблизи кладбищ; рядом с кладбищами не разрешалось проносить новорожденных либо проезжать свадьбе; возвращаясь с кладбища, не заезжать в гости… В древности считалось, что эти действия могут "навести" смерть на живых.
Так, в Древнем Риме запрет захоронений в непосредственной близости от жилья даже был внесен в древнейшие "Законы 12 таблиц": "Мертвеца в городе никогда не хоронить и не сжигать". Кому, как ни римлянам, сбрасывавшим трупы рабов в отвалы в окрестностях Рима, было знать, что подобные захоронения указывают смерти дорогу к живым: испарения из шахт несли в Город эпидемии. Современные санитарные службы, думается, согласны с древнейшими приметами.
Ряд примет, как уже говорилось выше, связан с животными и птицами.
Часть из них относится к "нечистым", поэтому влекут, по поверьям,
за собой беду. Среди птиц таковыми считаются, например, хищные –
ястреб, филин, ворон и ворона. Такое отношение, по-видимому, связано
с ведением ими ночного образа жизни (филин), темной окраской их
оперения и зловещим криком (ворон).

Среди библейских сказаний есть одно, описывающее происхождение черного окраса вороньих перьев. Согласно ему Ной, спасшийся со своим семейством и многочисленными божьими тварями на ковчеге, выпустил ворона узнать, закончился ли потоп, и найти место, куда можно было пристать. Но тот, хотя и нашел его, не возвратился назад к товарищам по несчастью, томившимся в ковчеге. За что и был наказан темным оперением. Христианские приметы прямо относят этих птиц к созданиям и слугам самого дьявола. Крики же ворона и вороны словно призывают войну, насилие, смерть: они созвучны слову "кровь".
Есть такая примета:
ворона кричит – кражу предвещает.
Она связана с притчей о девушке, которая ложно обвинила Христа в воровстве, за что и была превращена в ворону. Крик ворона на Руси всегда считался зловещим; есть даже специальные заговоры, отводящие проклятие карканья (например, можно сказать каркающему ворону: "На свою голову каркаешь".
Другие птицы относятся к чистым, невинным: жаворонок, голубь, ласточка. Убивать их, и разорять их гнезда считалось большим грехом, который вызывал падеж скота, болезни и смерть.

С прилетом жаворонков и ласточек люди еще в языческую эпоху связывали приход весны.
Подобное отношение к этим птицам перешло и в христианство: считается, что это Христовы птицы, которые, по преданию, вынимали терновые шипы из израненного тела Спасителя и носили ему, распятому на кресте, в клювах воду. Их песни восславляют Бога и Богоматерь (жаворонок, например, у многих славянских народов считается певцом Богородицы).

Аист также относится к птицам, предвещающим благополучие, удачу, прибыль, рождение ребенка. Он во многих народных поверьях тесно связан с человеком: и пальцы у него человеческие,
и одет он, как человек, в жилетку.

Эта птица – символ семейного счастья: если пара аистов свила гнездо над крышей дома, значит, в семье живущих в нем будет мир и согласие.
У многих народов мира аист является символом новой жизни, рождения ребенка. Одно древнее поверье гласит, что аист приносит младенца в клюве и бросает его в дымоход. Если женщине приснится аист – это к беременности, причем, ждать нужно рождение девочки. Такая тесная связь аиста с появлением детей объясняется просто: длинный клюв этой птицы имеет форму фаллоса (на святки, например, парни часто рядились в аистов).

»
Made on
Tilda