ДУШЕВНЫЙ ТРЕНИНГ ЦЕНТР ТАМАРЫ ТОМИНОЙ

Знаки и символы. Как научиться читать подсказки судьбы.
Урок №36

«
Бытовые приметы
Часть 3

»
Самые обычные предметы, используемые нами в быту,
в древности наделялись магическими свойствами и были вестниками счастья или беды.
Через дверь в дом входит добро, гость, богатство
и радость
Все материальные элементы домашнего пространства (двери и окна, веник, зеркало, комнатные растения и т. д.), а также обычные действия (уборка, стирка, приготовление и принятие пищи) были исполнены огромного смысла. Например, окна и двери: как и порог, они представляют собой место соединения "своего" и "чужого" пространства. Через дверь в дом входит добро, гость, богатство и радость; от незваных гостей опять же защищает дверь закрытая, поэтому ее не оставляли распахнутой.
Исключением были лишь те дни, когда в доме находился покойник –
чтобы душа его могла беспрепятственно покинуть жилище, а не заплутала,
ища выход; и дни поминовения умерших – чтобы души-хранители предков могли поучаствовать в пире, устроенном в честь них.

Если приснилась открытая дверь или вдруг скрипнула в тишине – жди беды. То же самое относилось и к окнам, через которые, по поверьям, вылетает душа умершего. Часто покойника выносили через окно вперед ногами, чтобы дорогу показать. До сих пор говорят: "Если голубь в окно влетит – к смерти". Считалось, что так в дом проникает смерть.
Множество примет-запретов в доме было связано
с порогом: ведь за ним начинается "чужое" пространство,
где царит зло и откуда приходит смерть.
Мести избу от порога запрещалось: не будет в доме достатка, лишь ссоры да болезни, поскольку веник заметет всякую нечисть, желающую проникнуть в дом и напакостничать в нем. На порогах не сидели, на них не наступали (лишь в ритуальных целях), так как это считалось к скорой смерти. Через порог запрещалось здороваться, разговаривать или передавать что-либо, так как это могло привести к нищете, сплетням, ссорам и немоте детей. В. И. Даль связывает эти запреты с представлениями славян о гостеприимстве: "Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку".
Зеркало, благодаря своему свойству отражать предметы,
является в домашней магии символом удвоения.



Иметь его в доме всегда считалось к достатку, тем более что сам этот предмет стоил в те времена немало и говорил о благосостоянии своих владельцев.
Выходя из дома, хозяин обязательно гляделся в зеркало, чтобы его двойник вместо него дом сторожил и добро приумножал. Но зеркало – это и переход в иной, "чужой" мир, поэтому этот предмет требует особой осторожности при обращении: разбилось зеркало – к несчастью (до сих пор считается плохой приметой хранить дома треснувшие зеркала, так как через трещины выходит жизненная энергия хозяев, питая всякую нечисть).
Осколки зеркал не выкидывали просто так, а обязательно закапывали в землю, чтобы черти не могли заглянуть в них.

Детей до года к зеркалам не подносили: считалось, что спать будут плохо или их подменят злые духи.

А ночью в зеркало запрещалось смотреться даже взрослым: нечистая сила в это время суток наиболее активна и может причинить много вреда. Ночью в него глядели только с целью гадания на суженого. Во время грозы зеркала занавешивались: считалось, что ведьмы и черти справляли свадьбу в это время и могли проникнуть в избу именно через зеркало. Также до сих пор существует обычай занавешивать зеркала, если в доме покойник: душа может заблудиться в зеркальном мире. Да и отразившийся в нем покойник может увести за собой кого-нибудь из родственников.
С таким привычным для нас предметом,
как ложка, тоже связаны поверья и приметы.

Например, когда ешь, нельзя класть ложку, как мостик, между столом и тарелкой: нечисть в пищу заберется; из тех же соображений нельзя класть ее выпуклой стороной вниз: нечистый плюнет. Ложками по столу стучать – нищету и голод звать в дом. Если лишнюю ложку на стол положить, то обязательно придет незваный гость. Вообще, старались, чтобы этот незваный гость не оказался за столом 13-ым – это число напоминает об Иуде-предателе. Ложкой наказывали сорванцов, шумевших за столом: били их по лбу, чтобы внял запретам и утихомирился.
Домашний очаг считался отражением солнечного диска в повседневной жизни человека.
Стихия огня достаточно мощная, созидающая и одновременно разрушающая при неумелом ее использовании. Поэтому во многих культурах с огнем всегда обращаются бережно – его оберегают и при этом остерегаются. Для приверженцев зороастризма огонь является воплощением добра и света; для древних римлян почитание домашнего очага также со временем развилось в мощный государственный культ и культ богини Весты. В круглом храме, посвященном ей, днем и ночью поддерживался священный огонь. Его угасание грозило Риму и его жителям бедой, поэтому наказание весталке, не уследившей за пламенем в очаге, было суровым – мучительная смерть.
Этот культ был столь почитаемым, что старшая из весталок участвовала во всех важнейших государственных церемониях, проводимых в Риме, наряду с верховным понтификом, чьи обязанности во времена империи исполнял сам император.
Для древних славян ритуал зажигания очага с наступлением нового года был весьма важен. Он показывал, сколь удачен будет предстоящий год. Погасив старый огонь, новый разжигали трением дерева о дерево, и ритуал этот свершался лишь тем, на ком лежало благословение богов, – старейшиной, вождем или князем. В наши дни огонь восковой свечи также воспринимается как очищающий. В него нельзя плевать – язык покроется волдырями, да и костер в лесу лучше не затаптывать, чтобы не оскорбить стихию, а засыпать землей или залить водой.

»
Made on
Tilda